Железнодорожное место на Народ.ru |
Главная страница | История обновлений | Фотогалерея |
Гостевая книга | Ваша помощь месту | Наша библиотека |
Занимательные страницы истории | Юмор на дороге |
"Уже месяц прошел с начала моей практики.
Я уже выгляжу настоящим кочегаром:
такой же черный, как весь окружающий меня уголь."
Н. Г. Гарин-Михайловский
В старые добрые паровозные времена в процессе обучения в ФЗУ (фабрично-заводское училище), либо в высшем учебном заведении, учащиеся направлялись для прохождения практики на паровоз. Кроме протирки паровоза, мытья пола в будке, набора смазки и другой "черной" работы на "салаг" возлагались и некоторые "несанкционированные" обязанности. Точность и быстрота их выполнения зависит от уровня полученных знаний, жизненного опыта и сообразительности каждого практиканта. Думаю, и современным учащимся, будущим локомотивщикам интересно ознакомиться с некоторыми особенностями железнодорожного дела.
Пожалуй, самым важным в процессе подготовки паровоза к работе является его растопка. Без реактивных дров тут, конечно, не обойтись. Согласно заданию машиниста практикант должен был их отыскать на складе топлива. Поиски продолжались до осознания бесполезности своих усилий, либо до окрика дежурного по топливному складу с предложением идти далеко за территорию депо.
Мало-мальски соображающий в устройстве и принципе работы парового котла знает, что растопка паровоза
невозможна без тяги. Поэтому, посылая практиканта на склад или в кладовую, машинист, строго хмуря брови, поручал
практиканту помимо мыла, антиникипина и пеногасителя, получить ведро тяги и без него не возвращаться. Такое задание
давалось чаще всего, когда в кладовой дежурила молодая кладовщица, избалованная вниманием мужского коллектива депо.
Просили ведро тяги до тех пор пока хозяйка:
а) советовала обратиться к начальнику депо или в медпункт;
б) посылала туда же, куда и дежурный по топливному складу;
в) угощала назойливого просителя тем, что попадало под руку.
![]() |
-Митрич! Я уже понял в чем причина излома автосцепки! Автор - Сергей Савилов |
Очень важным является процедура создания тяги (т.к. случаев нахождения жидкой тяги не известно) подручными средствами. Создание тяги достигается энергичным помахиванием газетой или метлой у паровозной трубы. Прекращалась операция обычно под дружный ржач работников депо, не обделенных чувством юмора.
Приготовление воды - залог нормальной работы паровозного котла. Поэтому после заливки антинакипина в горловину водяного бака требовалось тщательно размешать воду. Для этого использовался специальный инструмент - резак. Интенсивность размешивания должна была быть такой, чтобы вода бурлила. Это мероприятие, как и предыдущее, обычно прерывалось таким же образом, что и предыдущее.
Не всегда паровоз, особенно зимой, мог тронуться с места. И тут в обязанности практиканта входила важная миссия - привести паровоз в движение путем подергивания за автосцепку или винтовую упряжь. Дерганье проводилось до полного изнеможения, но паровоз не трогался, и практикант получал нагоняй от машиниста.
Выше описаны лишь общие случаи. В каждом депо в зависимости от специфики климатических условий, особенностей каждой серии паровоза, уровня дисциплины и т.п. существовали свои "особенности русской паровозной практики".
Зам. председателя Ростовского клуба любителей ж.д. В.Власенко
Источник: журнал "Локотранс" # 3 за 1999 год
Главная страница | История обновлений | Фотогалерея |
Гостевая книга | Ваша помощь месту | Наша библиотека |
Занимательные страницы истории | Юмор на дороге |