Железнодорожное место на Народ.ru

Главная страница История обновлений Фотогалерея
Гостевая книга Ваша помощь месту Наша библиотека
Занимательные страницы истории   Юмор на дороге

Происхождение слова паровоз

Паровоз Черепанова (макет)

Наверное, ни одна машина, вошедшая в историю развития транспорта, не оставила о себе такого впечатления, как паровоз. Причем с течением времени интерес к ней постоянно растет. Многочисленная армия любителей железных дорог, целые группы или клубы во всем мире коллекционируют литературу по паровозам, фотографии, открытки, марки и чертежи с их изображением, делают и собирают модели и, наконец, сохраняют и даже воссоздают натурные образцы ушедших из эксплуатации машин.

Интересной областью деятельности для любителей истории железнодорожной техники является определение происхождения тех или иных специальных названий, их трансформация в историческом развитии. Сюда относится и специфическая паровозная терминология. Ведь по сказанному или написанному можно безошибочно отличить паровозника от дилетанта.

К сожалению, сейчас некоторые "историки" пытаются подменять старые паровозные названия современными, что порой искажает их происхождение и смысл. Ведь не один уважающий себя паровозник не скажет вместо свистка - гудок, вместо будки машиниста - кабина, а вместо парораспределительного механизма - привод. Это, кстати, противоречит и машиностроительной терминологии. Об истории происхождения некоторых таких терминов и хотелось бы рассказать.

Кадр из фильма «Чокнутые»

Начнем с очень распространенного названия "паровоз". Используя этот термин, многие не задумываются о его происхождении и, конечно, большинство не только людей, далеких от транспорта но даже тружеников железных дорог, не знает, что встречается такое название только в русском языке. Когда же оно появилось, кто впервые ввел его в обиход и как назывались такие машины за рубежом? Все это требует особых исследований.

Следует отметить, что рельсовые дороги с паровой тягой являлись первыми транспортными средствами, приводимыми в движение механическими двигателями, созданными человечеством. Поэтому вместе с освоением этих машин в разных странах, где они применялись, использовалась и соответствующая терминология.

Английские истоки "локомотива"

Так как первый в мире паровоз был изобретен и построен в Англии, то там следует искать и его первые названия. Но они появились не сразу, а только спустя несколько лет и носили не вполне определенный характер. Вот как, например, описывала катание на такой повозке одна английская актриса:
"... Небольшая веселая машинка состоит из печи и лавки, на которой помещается котел с водой... Дул резкий ветер, заставлявший меня закрывать глаза. Рядом со мною стоял бесстрашный Стефенсон. Я безумно влюблена в него и его машину".

Наиболее частыми тогда названиями, получившими распространение, были "паровая повозка" и "паровой экипаж". Почти каждой из них, как кораблям, присваивалось собственное имя. Пока подобных экипажей было немного, такая система обозначений вполне удовлетворяла, но с открытием новых рельсовых дорог и ростом числа паровых экипажей возникла необходимость в их единообразном названии. Оно появилось совершенно неожиданно.

В 1825 г. Д. Стефенсон построил на только что им открытом первом в мире паровозостроительном заводе паровой экипаж, предназначенный для первой рельсовой дороги общего пользования между Стоктоном и Дарлингтоном. Подробнее...
Этой машине он дал собственное имя "Локомоушн" ("locomotion"), происходящее от латинских "locus" - место и "motio" - движение, другими словами, "передвижение" или "сдвигаю с места". То есть, в отличие от предшествующих, такое название заключало в себе рабочие признаки парового экипажа, что послужило поводом для трансформации собственного имени конкретной машины в нарицательное название транспортных рельсовых повозок с паровыми двигателями.

Тогда же, когда появились другие средства тяги, к термину "локомотив" стали добавлять слово, обозначающее тип двигателя, например, паровой локомотив, дизельный или электрический локомотив.

Русские корни "паровоза"
Первый пассажирский поезд на Царскосельской железной дороге

В России дело обстояло несколько иначе. Там, наряду с использованием не очень понятного для большинства иностранного слова "локомотив", в период знакомства русского общества с этой новой и несколько фантастической машиной стали применять русские выражения "самокатная паровая машина", "паровая фура", "паровая телега", "пароходка" - у Черепановых и даже В. А. Жуковского, или "пароход". Помните, в "Попутной песне" у Н.В.Кукольника: "Дым столбом, кипит, клубится пароход..."?

В первых отчетах строителя Царскосельской железной дороги Ф. А. Герстнера встречаем: "паровая машина", "паровой экипаж", "паровая карета", а в прессе того времени менее определенные, но более сильные словосочетания: "грозный исполин", "дикий зверь", "могучая машина".

Одновременно с приведенными выше наиболее распространенными двумя русскими терминами "пароходка" и "пароход" которые характеризовали только движение - "паром ходить", появляется название "паровоз", характеризующее не только собственно движение, а, главное, перемещение, перевозку составов вагонов, что более точно определяет функциональное название машины.

Первый русский паровоз отца и сына Черепановых 
1836 год

Впервые это слово появилось в газете "Северная пчела", которую издавал Н. И. Греч, ему и приписывается это "изобретение". Там писали: "Вот идет паровоз с трубою, из которой валит дым; машина тащит за собою несколько повозок, в которых помещается более 300 человек, сила равна силе 40 лошадей; в один час она пробегает пространство в 30 верст". Новое название паровой повозки использовал и Ф. А. Герстнер в своем третьем отчете, изданном в 1837 г.

Термин "паровоз" понравился публике, и его стали широко использовать не только в повседневной жизни, но и в технике. Одновременно в специальной литературе шире стали применять понятие "локомотив". В конце концов два слова "паровоз" и "локомотив" в русском языке стали синонимами. 42 Так продолжалось до появления других видов тяги - дизельной и электрической. Аналогично паровозам их стали называть "тепловоз" (какой-то период называли керосиновоз) и "электровоз".

Г.С. Благовещенский

Источник: журнал "Локомотив" №4/1997 год



Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.
Напишите мне

Главная страница История обновлений Фотогалерея
Гостевая книга Ваша помощь месту Наша библиотека
Занимательные страницы истории   Юмор на дороге

Copyright © 1999, 2000 Василий Зимин.
Hosted by uCoz